Как сделать собственное радио? Если когда-нибудь вы задавались этим вопросом, то наверняка думаете, что те, кто открывает собственные радиостанции, знают некий волшебный рецепт удачи - пойти туда, подписать это, нанять того-то и того-то и - раз! - станция готова. На самом деле, как делается радио и почему оно успешно или неуспешно, не знает никто. Иногда отличные, на первый взгляд, идеи не приносят ожидаемого результата, а безумные начинания неожиданно выигрывают, нравятся всем, и начинает казаться, что так было всегда, хотя в действительности еще совсем недавно никто и подумать о таком не смел.

Так вот, Серебряный Дождь придумывался, зарождался и начинался и в те времена, когда никому и в голову не приходило, что в Москве можно создать частное радио, которое будет приносить доход, развиваться и станет популярным на всю страну. В FM-диапазоне тогда не было радиостанций, долгие годы он был вообще закрыт. Поэтому понять, как у будущего генерального директора Серебряного Дождя Дмитрия Савицкого родилась идея открыть собственное FM-радио, никто до сих пор не может. Лет Дмитрию Владимировичу было что-то около 20, и, видимо, это многое объясняет.

На протяжении почти двух лет с того дня, как идея создания радиостанции закралась в его голову, Дима придумывал, искал инвестора и - главное - собирал команду. Так на будущем Дожде появились Наталья Синдеева - продюсер ныне знаменитой "Серебряной Калоши", а в те годы совсем юная девушка (между прочим, с дипломом учителя), и Александр Дубровин - впоследствии бессменный технический директор Дождя. Но люди - это только половина дела. Надо было где-то найти деньги. Ну, и естественно, придумать название. Ведь присказку про корабль все знают...

А еще доподлинно известно, что с самого детства он очень любил все, что связано с радио, потому что на единственной дошедшей до нас его детской фотографии он изображен в больших студийных наушниках и с таким суровым лицом, что сразу ясно - растет директор.

Название

Согласно воспоминаниям и архивным документам примерно на 20 пожелтевших страницах, с названием была беда. Станцию хотелось сделать веселой, искренней, необычной, а самое главное, ее сразу определили как радио для тех, кто хочет, умеет и стремится думать самостоятельно. То есть для тех, кого в те годы называли "яппи" - молодых городских профессионалов. Команде будущего Дождя хотелось создать такое радио, которое было бы интересно слушать им самим - энергичным, начинающим деловым людям, которым до всего есть дело, которые любят хорошую музыку, стремятся узнать что-то новое...

Как соединить все это в одном названии, было непонятно, "творцы" явно зашли в тупик и приступили к более прозаической части - поиску денег. Деньги появились неожиданно. Один из заграничных родственников наших будущих директоров (поговаривают, что им был некий эксцентричный американец) скончался и оставил после себя наследство - картину Гогена "Дождь на серебряном фоне". Картину никак нельзя было переправить в Россию, поэтому ее продали с аукциона. Деньги от продажи полотна послужили "стартовым капиталом" для нового радио, а название картины дало ему имя - Серебряный Дождь.











Итак, 1995 год.
4 июля.
Гостиница, ныне известная как "Шератон" на Тверской. Журналисты и сотрудники Серебряного Дождя собрались на пресс-конференцию по случаю первого дня работы нового радио. А в тогдашнем офисе радиостанции по адресу улица Демьяна Бедного, дом 24, наши первые ди-джеи Юлия Солнцева и Денис Пашков готовились начать вещание на самой первой в FM-диапазоне частоте - 100,1. До появления Серебряного Дождя вы могли сколько угодно крутить ручку радиоприемника в этом диапазоне и все равно услышали бы одно шипение да помехи, потому что до частоты 100, 1 в FM никаких других частот не было. Так что на протяжении нескольких лет Дождь хвастался слоганом "Первые в диапазоне - первые в эфире!"
Вещание началось с приема звонков в студию, и первой песней, прозвучавшей по заявке первого слушателя, стала "Uptown Girl" - мы и сейчас любим время от времени поставить ее в эфир.

В этот же знаменательный день, а точнее вечер, открытие новой станции было отмечено вечеринкой в "Метрополе" (в "Лобстер Хаусе"), ведущим которой стал Николай Фоменко, а музыкантом - MC Павлов.
А ровно через 100 дней Дождь отпраздновал 100 и 1 день вещания в очень популярном тогда клубе "Up&Down". Но не подумайте, что новоявленная радиостанция занималась только бесконечными празднованиями и вечеринками. С самого начала СД принялся изобретать необычные идеи. Так на наших волнах появился Пенетратор - то ли человек, то ли бог знает кто, с веселым тонким голоском и ехидными комментариями.

На протяжении долгого времени Пенетратор - а для друзей попросту Пеня - жил в студии, кормился за счет сотрудников, вел себя, как и подобает живому талисману, нагло и в конце концов был спроважен на... Марс, причем на настоящем космическом аппарате. Но это уже совсем другая история.

1996 год. Полет на Марс. Вещание без ди-джеев. Александр Гордон и "Хмурое утро". Первая "Серебряная Калоша". Александр Лаэртский и "Монморанси".

1996 год был очень важным для истории Дождя. И не только потому, что второй год всегда важнее первого, но и потому, что в этот год появилось многое из того, чем СД знаменит сегодня. Ведь открыться и начать вещать - это еще не все. В таком вопросе, как радио, как мы уже говорили, нет однозначно верного рецепта, и, чтобы удержать слушателей и завоевать их преданность, нужно постоянно придумывать что-то новое. Вот СД и придумал. Во-первых, был найден отличный способ избавления от назойливого Пенетратора (ладно, мы откроем вам секрет, что его роль исполнял тогдашний программный директор станции Андрей Чибис, и эта роль была, пожалуй, самой приятной его обязанностью). Пенетратор был отправлен к Марсу на борту космического аппарата, украшенного логотипом Дождя. Предполагалось, что корабль долетит до красной планеты, совершит на ней посадку и будет передавать на Землю самые последние данные о местной погоде и природе, но, увы, по независящим от нас причинам до назначенной точки он так и не долетел. И все, что осталось у нас на память об этом событии, - фотографии генерального директора Савицкого в НПО им. Лавочкина на фоне злополучной ракеты и "Серебряная Калоша", которую мы вручили сами себе за этот неудавшийся полет. Дело в том, что именно тогда, в 1996 году, состоялась Первая церемония вручения премий за самые сомнительные достижения в шоу-бизнесе "Серебряная Калоша". Ее придумали все те же создатели СД и провели в Конгресс-холле гостиницы "Рэдиссон-Славянская", поразив тогда еще неискушенную публику не только критичностью взглядов, но и отличным чувством юмора. Это сегодня выражения "Самый независимый продюсер, от которого ничего не зависит" или "Певец, которого лучше сто раз увидеть, чем один раз услышать" кажутся существовавшими всегда, а тогда эти названия номинаций для "Калоши" были придуманы творческой группой Дождя буквально за несколько дней до начала церемонии.

Третьим значимым событием 1996 года стал первый (опять первый! Но тут уж ничего не поделаешь, это слово в нашем рассказе о СД будет повторяться много раз) в истории отечественного FM-эфира эксперимент - вещание без ди-джеев. На протяжении нескольких месяцев в нашем эфире шла только отборная музыка нон-стоп, которую никто и ничто не перебивало. Мы и сегодня иногда устраиваем такие эфиры - то придумаем все лето ставить "бодрящую" музыку для послеобеденной сиесты, то отдадим всю ночь под задумчивое "Рихтер-FM".

Запуск Пенетратора на Марс:


Дмитрий Савицкий в НПО им. Лавочкина:

Но "недолго музыка играла" - в 1996 году в студии СД появился Александр Гордон. Появился сам, совершенно без приглашения, в программе "Ди-джеями не рождаются, ди-джеями становятся", где известные люди ставят свои любимые композиции и на один час превращаются в настоящих ди-джеев. В качестве известного человека в тот день к нам пожаловал Петр Фадеев, а Гордон пришел его морально поддержать и так потряс и слушателей, и руководство станции циничностью взглядов и немедленным желанием поделиться ими в эфире, что стал создателем первого утреннего шоу на СД - "Хмурое утро".

Предполагалось, что эта программа станет "палочкой-выручалочкой" для тех, кто ненавидит рано вставать и готов убить полмира за лишние 15 минут сна, а в результате "Хмурое утро" превратилось и в телепроект, и в литературный салон, и даже в своеобразную "кузницу кадров", поскольку многие из тех, кто приходил к нам на эфиры в качестве гостей или даже случайных персонажей, позднее начинали сами работать на радио. Или в журналах, как друг СД и ныне популярный интервьюер Игорь Черский.

Другим "пионером" "Дождя" в 1996 году стал талантливый певец, композитор и знаток влияния лунных фаз на скорость произрастания огурцов - Александр Лаэртский. Его знаменитая программа "Монморанси" начала выходить именно на "Серебряном Дожде".


В том же году СД начал круглосуточно вещать в сети интернет. Одним из - правильно! - первых, причем не только в Москве, но и во всем мире.


А на собственную годовщину устроил заезд настоящих поливальных машин на Кутузовском проспекте - безусловно, первый в истории.







1997 год. Владимир Соловьев и "Соловьиные трели". Вторая "Серебряная Калоша". "Ирония судьбы".

Оскар Кучера, Ольга Орехова, Дмитрий Никульшин, Антон Комолов, Стас Садальский, Тина Канделаки - перечислить всех, кто проработал на Серебряном Дожде за прошедшие 15 лет, практически невозможно (мы пытались, и у нас в редакции есть краткий список на 3-х листах мелким шрифтом, но знающие люди говорят, что он неполный), однако не упомянуть этого человека просто невозможно: Владимир Соловьев. В 1997 году это был преуспевающий молодой бизнесмен с щеголеватыми усиками, в гангстерской шляпе, с крупным перстнем на левом мизинце и великолепным английским языком. Благодаря английскому Владимир и появился в эфире: за некоторое время до этого было решено организовать утренние радиоуроки для слушателей, но некий господин, чье имя уже давно забыто и в чью обязанность входило эти уроки проводить, заболел и не смог прийти на эфир. И тут одна из сотрудниц СД неожиданно вспомнила, что ее начальник по предыдущей работе отличался великолепным знанием английского языка. Мы позвонили ему.
Соловьев пришел попробовать себя в эфире на полчаса, а остался - на годы, в течение которых изменился до полной неузнаваемости, превратившись из крупногабаритного весельчака в подтянутого и невероятно стильного человека, которого знают - не будем скромничать - миллионы.
С тех пор его время - вторник, среда и четверг с 7 до 11 - остается неизменным. Каждое утро он просыпается и едет на эфир вне зависимости ни от чего - на такой поистине геройский поступок не способен больше, насколько мы знаем, ни один человек в мире. Если Владимир уезжает за границу, мы обязательно устраиваем прямые эфиры из той страны, где он находится, а утро без таких рубрик, как "Глас народа", "Раб желудка" или "Авточас", уже и не утро.


Решив продолжить славную традицию награждения лучших из худших, Дождь провел Вторую церемонию "Серебряной Калоши" - на этот раз в только что отремонтированном и перестроенном "Пушкинском". И - о чудо! - к нам заглянула сама Алла Борисовна Пугачева, которая не просто была в зале, но и поднялась на сцену за призом для Филиппа Киркорова - калошей из чистого серебра и столовым сервизом. Имена некоторых других победителей "Калоши" уже, к счастью, помнят лишь летописи - например, группа "Нэнси" всего на один шаг опередила "Мумий Тролля" в номинации "Золотой графоман" за самые безграмотные тексты, а Лена Зосимова обошла Влада Сташевского и Кая Метова по части полного отсутствия каких-либо вокальных данных.



В конце 1997 года СД решил повторить "подвиг" героев знаменитого фильма "Ирония судьбы".

Сначала мы купили два подробных атласа Москвы и Санкт-Петербурга и нашли все совпадающие адреса - что, кстати, оказалось не таким уж и простым делом, ведь на самом деле одинаковых улиц с одинаковыми названиями и одинаковым количеством домов в двух столицах не очень много. Потом в эфире, путем сложных, но как всегда честных манипуляций были отобраны несколько пар, чьи московские адреса совпадали с питерскими.
Естественно, эти пары должны были быть готовы и морально, и физически провести 31 декабря, как герои любимого фильма: москвичам предстояло напиться в бане, потом сесть в максимально некондиционном состоянии в самолет, долететь до Питера, приехать по собственному адресу и отпраздновать Новый год с питерцами, проживающими по такому же адресу.
Из полуфиналистов-москвичей была выбрана самая стойкая пара. А чтобы и мы, и слушатели Дождя были совершенно уверены в том, что пара правильно готовится к полету, прямо в студии радиостанции была сооружена баня. Настоящая, с парилкой и всем, что положено в ней иметь по фильму, от ковшика до нескольких бутылок водки и ящика пива. Так что победившие слушатели пропарились и напились аккурат в прямом эфире, после чего отправились навстречу неизвестности. Неизвестность, надо сказать, была не такой уж и неизвестной - ведь в проекте нам помогали питерские коллеги с радиостанции "Эльдорадио", которые подготовили питерцев к приезду московских гостей.
В результате Новый год был отмечен по высшему разряду, обе семьи, с легкой руки СД, встретились, выпили, закусили оливье и отправились в один из самых "крутых" клубов Санкт-Петербурга. А Юлия Солнцева и Оскар Кучера, вооружившись ящиком шампанского, поехали искать в Питере адрес тогдашнего офиса "Дождя" - улицу Демьяна Бедного, 24. И нашли его! Но в Петербурге на этой улице находился какое-то общежитие, так что Юля с Оскаром оставили шампанское изумленной вахтерше на проходной.

Кстати, об офисе Дождя

Наше нынешнее помещение, украшенное диваном от знаменитой Захи Хадид и прочими дизайнерскими красотами, известно многим, тем более, что по нему чуть ли не каждую неделю водят экскурсии.

А вот прежний офис, к сожалению, уже мало кто помнит, а между тем он заслуживает отдельного упоминания. Здание на Демьяна Бедного, 24, было, наверное, самым маленьким и густонаселенным двуххэтажным домом Москвы. Согласно воспоминаниям Дмитрия Савицкого, крохотное помещение под крышей, которое любовно называлось "скворечник" и служило комнатой инженера, в оригинале было воздухоотводом. А небольшой, но вместительный склад на первом этаже изначально создавался как туалет.

При этом домик на Демьяна Бедного был удивительно уютным и - это немаловажно - стоял на зеленой закрытой территории, что позволяло отмечать наши маленькие праздники и дни рождения вечеринками с шашлыками. Теперь Дождь находится в большом и просторном помещении, но "старички" все равно ностальгически вспоминают прежний офис, со всеми его неудобствами и минусами.

Минусов, кстати, было не так уж и много, и замечали их в основном неприученные к российской действительности западные гости. Например, модельер Клод Монтана в 1997 году 20 минут не мог выбраться из тамошнего туалета, поскольку не мог понять, что ручка открывается не вниз, а вверх. В память об этом замечательном событии на Дожде даже имеется мемориальная табличка, перевезенная в новое помещение с улицы Демьяна Бедного.


Это макет старой студии Серебряного Дождя, которая располагалась в офисе на Демьяна Бедного. Макет выполнен с необычайной точностью до мельчайших деталей. В запечатленный в нем момент в студии находятся Александр Гордон, Катя Шевцова, новостник и два редактора. Макет стоит в нашей переговорке. Приходите на экскурсию!


1998 год. "Здравствуй - оп-па - Новый год, или Гонки на умирание". Первый матч на кубок "Спущенный мяч". Третья "Серебряная Калоша". Вещание на украинском языке.

Как Новый год отпразднуешь - так его и проведешь. Поэтому СД делает все, чтобы ваши годы были веселыми, запоминающимися, и обязательно устраивает что-нибудь необычное в прямом эфире - то мы раздаем вам по 1000 долларов каждый час (но об этом позже), то дарим поездки по всему миру (и об этом - позже), а в тот раз мы решили проверить вас на стойкость. В назначенный час группа отобранных лично Александром Гордоном слушателей и примерно 6 тысяч зрителей собрались для того, чтобы стать свидетелями уникального лыжного забега. По правилам "Гонок на умирание" лыжники, преодолев каждый круг, должны были выпить рюмку водки и кружку пива и продолжать забег до победного. По воспоминаниям очевидцев, "победное" наступило после шестого круга - гонку выдержал только один спортсмен, который, кстати, выглядел после нее необычайно свежо и румяно.

1998 год вообще оказался богат на спортивные начинания. Именно тогда был придуман матч на кубок "Спущенный мяч". Виновником этого стал все тот же Гордон, а также Владимир Соловьев - оба известные любители футбола и игроки со стажем. Для поддержки Соловьева с Гордоном в команду СД были также приняты молодые и быстрые персонажи "Хмурого утра", такие, как Космонавт, Миша Тормоз и Карл Иванович. Играли на стадионе "Октябрь" против команды слушателей и победили, после чего решили сделать матч традиционным.
В этом же году укрепилась и еще одна традиция - проведение "Серебряной Калоши".

Если раньше звезды побаивались приходить в зал и уж тем более подниматься на сцену за призами, то мало-помалу стало понятно, что уметь шутить над собой - все-таки талант, и его надо как минимум развивать. Но в тот год сцена "Рэдиссон-Славянской" опять не увидела большинства победителей - хотя количество "звезд" в зале увеличилось на порядок, а вокруг билетов возник ажиотаж, не утихающий по сей день. Причиной "страха сцены" стал кризис. Как вы помните, 1998 год был годом небывалого роста стоимости "Сникерса" и падения стоимости рубля, и отливать "Серебряные Калоши" оказалось в прямом смысле не на что. Поэтому героев шоу-бизнеса награждали тортами. "Награждали" своеобразно - кидая многокилограммовый кремовый торт прямо в лицо "лауреату" или тому, кто вызывался заменить его в этом нелегком деле. Торт "Трава у дома" в номинации "Живой труп" для активистов движения "Без наркотиков" достался Линде и ее песне "Мама-марихуана", а такой шедевр кулинарного искусства, как торт "Отар, клонирующий овцу" в номинации "Овечка Долли", был присужден "Блестящим" за "клонирование" группы "Spice Girls". Таким образом, к концу вечера были уничтожены все семь тортов в семи номинациях.

Наша первоапрельская шутка того года сегодня могла бы выглядеть как подрыв государственных устоев. Весь "День Дурака" "Дождь" вещал на чистом украинском языке, посадив
в студии специального переводчика, который переписывал
все новости и "подводки" к песням. В эфире же было
объявлено, что СД купили украинские медиа-магнаты для
собственного вещания, и предлагалось звонить на автоответчик,
чтобы оставить отзывы о новом радиопроекте. То-то весело
было слушать этот автоответчик вечером, когда обман вскрылся!
И еще одна отличная традиция была заложена в далеком 1998 году - транслировать концерты западных музыкантов в прямом эфире. В тот раз в Москву приезжали "Pet Shop Boys".



А уже через несколько месяцев Дождь транслировал выступление еще одного, впервые заглянувшего в Москву легендарного певца - Ника Кейва.
1999 год. Флаг "Серебряного Дождя" над миром. Нахабино.
Концерт Ника Кейва.
Чем дальше, тем труднее описывать историю СД - конец 90-х ознаменован таким количеством интересных акций и событий (в которых мы, по традиции, снова стали "первыми и единственными"), что архивировать их, видимо, просто не успевали. С другой стороны, может, это и к лучшему: все-таки времена были странные и, как сейчас выясняется, довольно лихие. Например, можете ли вы сегодня представить себе возможность напрямую обратиться по радио к Президенту? Причем в то время, когда вы точно знаете, что он может вас слышать? В 1999 году такая возможность у слушателей СД была - из надежного источника нам стало известно, что Борис Николаевич Ельцин по дороге на работу частенько настраивается на 100, 1 в FM-диапазоне. Светлый ум Александра Гордона позволил ему высчитать примерный час, когда Президент с наибольшей вероятностью может слушать Дождь, и придумать утреннюю рубрику "5 минут с Президентом", в которой москвичи дозванивались до студии и делились наболевшим.
Несмотря на трудности и скромный характер, СД был (и остается) амбициозной станцией. Так, после неудачного полета на Марс мы все-таки смогли реабилитироваться и водрузить свой логотип если не над Землей, то, по крайней мере, в одной из главных ее точек - на Южном полюсе. Наш специальный корреспондент Александр Бегак украсил самый высокий уступ Антарктиды флагом радиостанции Серебряный Дождь, который, надеемся, и поныне там.
Каждый август Дождь празднует свой день рождения, организуя вечеринку для друзей и партнеров в Le Meridien Moscow Country Club, и делает это уже 15 лет подряд. Но только в 1999 году мероприятие, следуя модным тенденциям, превратилось из домашнего междусобойчика в театрализованное представление, плавно переходящее в грандиозный концерт на открытом воздухе. На память для потомков его даже сняли на видеокамеру.

Ну, и как мы уже рассказывали, появилась и укрепилась отличная традиция не только приглашать иностранных гостей на интервью, но и транслировать их концерты на нашей волне - в 99-м году традицию поддержал Ник Кейв.
Акция "Пьяный грузовик":



Незамерзающий фонтан из водки":

2000-й год был, так сказать, переломным в истории Дождя.

5 лет в эфире, успех, множество невероятных идей и, самое главное, очень и очень легкая на подъем аудитория: люди не только с радостью слушали станцию, но и играли по предложенным правилам, участвовали в конкурсах - например, приносили вещи для объявленной Гордоном благотворительной акции, или встречали разъезжавший по улицам Москвы "Пьяный грузовик", полный ведущих Дождя и разнообразной снеди. Именно таким передвижным шалманом-студией СД и отпраздновал свой маленький юбилей.

Именно Александр Гордон придумал под новогодние праздники новую забаву для москвичей и гостей столицы... незамерзающий фонтан... из водки. Визуально фонтан был, возможно, не самым лучшим образцом зодчества, зато работал исправно, находился посреди Тверской улицы на Пушкинской площади, но, увы, по понятным причинам, просуществовал недолго - водка хоть и не замерзает, зато довольно быстро заканчивается. Вот такая история с физикой.
А вот история одного замечательного и веселого розыгрыша, устроенного в том году. Сад "Эрмитаж", наша радиостанция торжественно открывает киносеанс, который должен пройти при помощи какого-то "навороченного" оборудования, не виданного до этой поры никем из простых смертных. DDF-шоу. Море пафосной рекламы, мнения звезд-экспертов, толпы зрителей, торжественное открытие, речи ведущих, барабанная дробь: Люди, соскучившиеся в те годы по хорошим кинотеатрам, замерли в ожидании невиданного дива и, как минимум, 4-мерной голографической проекции (хотя тогда и слов-то таких никто не знал), а увидели: диафильм на белой простынке. Диафильм назывался "Мальчиш-Кибальчиш". В целом, надо сказать, обман не был обманом в прямом смысле слова - ведь показ состоялся, просто проходил он 1 апреля. Но, в любом случае, до этого момента еще никому не приходило в голову показывать простой диафильм сразу нескольким тысячам зрителей.

А также появлением в эфире удивительного человека - Михаила Плотникова, променявшего роскошную карьеру учителя русского и литературы в Волгограде на скромную должность ведущего вечернего шоу "Ужин с провинциалом" на СД. Плотников немедленно стал тем самым "третьим не лишним", который идеально дополнил тандем Соловьева и Гордона. Более того, Михаил предложил поистине революционную идею для радиопрограммы - принялся готовить в прямом эфире. Он умел так живо, сочно и ярко описать процесс создания любого блюда, что его рецепт отпечатывался у слушателей прямо в мозжечке, минуя глаза. С тех пор Михаил несколько раз покидал Дождь и также несколько раз возвращался - история его "пришествий" еще ждет вас впереди.

"Серебряная Калоша" вновь состоялась в Конгресс-холле отеля "Рэдиссон-Славянская" и оказалась, пожалуй, самой гротесковой. Постоянный ведущий церемонии Андрей Фомин появился на публике в образе Остина Пауэрса, а на сцене возвышалась гигантская декорация, изображавшая многофункциональный унитаз. После церемонии впервые состоялась "Калоша-party" в клубе "Куклы" - не менее веселое действо, ведущий которого, Андрей Вульф, распродавал с молотка портреты номинантов церемонии. Надо отметить, что все лоты ушли втридорога, несмотря на их плачевное состояние: по правилам "Калоши" того года, победителей определяло жюри из постоянных обитателей Киевского вокзала, кидавших в портреты понравившихся номинантов сырые яйца. Тот, о чье напечатанное на пенокартоне лицо, разбивалось больше всего яиц, и становился владельцем "Калоши".

2001 год. Первая рыбалка с Плотниковым. "Здравствуй, Дедушка Мороз!". Пятая "Серебряная Калоша". "Хмурое утро" в телевизионном эфире.

Что бы ни происходило с человеком, важно, чтобы в его жизни оставалось нечто незыблемое. Некие традиции, которые вне зависимости от кризисов, падений доллара и геополитической обстановки в мире сохраняются в неизменном виде. И Серебряный Дождь горд тем, что сумел придумать несколько традиционных мероприятий, которые за это время не просто разрослись, но и зажили самостоятельной жизнью. Мы сами довольно сильно изменились за прошедшие 15 лет - это естественно, ведь "застой" никогда не приводит ни к чему хорошему. За эти годы на Дожде поработало много интересных людей, прошло много проектов, акций и конкурсов, и полное перечисление всего заняло бы несколько томов "Большой Советской Энциклопедии".

Поэтому нам приходится останавливаться только на самых значимых вещах и событиях и пропускать, например, рассказ о программе Стаса Садальского и Тины Канделаки, или появление на Дожде Игоря Наумова (которое, кстати, именно в 2001 году и случилось), или эфиры Сергея Роста, или историю замечательной программы "Напрямую с Запада", или даже первые выходы в эфир программы "Point of Style" (кстати, её совместно с Евгением Бакаевым вел брат нашего генерального директора - Саша Савицкий). Как говорится, нельзя объять необъятное. То есть, конечно, можно, но радио потому и радио, что его лучше слушать, а не читать о нем.

Но без рассказа о некоторых вещах никак не обойтись - итак, 1 августа 2001 года, Михаил Плотников открывает 1-й чемпионат по рыбной ловле. Сегодня на "Рыбалку под Серебряным Дождем" съезжаются до 500 человек, у этого мероприятия есть и собственный оргкомитет, и логотип, и правила, и излюбленные места дислокации. А тогда это был дружеский выезд на природу в составе Плотникова и дай бог десятка слушателей Дождя. С места событий велись прямые включения, а Плотников тут же учил рыболовов правилам приготовления настоящей ухи.

Еще одна традиция Дождя - это переговорная комната. В старом офисе СД (на улице Демьяна Бедного), который, как вы помните, не мог похвастаться большими размерами, была комнатка, предназначенная для переговоров и встреч с гостями станции. С самых первых дней работы все, происходившее на Дожде, фотографировали на память, и мы не придумали ничего лучше, чем наклеивать снимки на стены этой комнатки. Сначала заполнилась правая стена, потом левая, потом все простенки, а потом Дождь, к счастью, переехал в новый офис, и все несколько тысяч снимков были аккуратно отклеены нашим человеком "Золотые руки" - Ромой Коневским - и размещены в новой "переговорке". Сегодня и на ее стенах не осталось ни одного свободного сантиметра, поэтому новые фотографии приходится лепить уже на потолок.

Пятая, юбилейная "Серебряная Калоша" прошла 17 июня в "Рэдиссон-Славянской" и упоминается всеми сотрудниками Дождя не иначе, как "Пила", поскольку в тот год сцену церемонии украшала гигантская "циркулярка", а ведущий Андрей Фомин вещал с трибуны, превращенной в гильотину. "Серебряная Калоша 2001" отличалась повышенным градусом цинизма (главного спонсора "отбили" еще до начала вручения призов, распилив его представителя вышеупомянутой пилой). Кстати, именно на этой церемонии наши друзья из компании "Дружба" подарили Дождю серебряную лопату - натуральной величины инструмент из чистого серебра, который сегодня украшает стену в офисе, ровно напротив коммерческого отдела, чтобы тот не забывал, что и в каком количестве ему следует загребать.

В этом же году СД прочно завоевал не только радио-, но и телевизионный эфир: программа Александра Гордона "Хмурое утро" шла параллельно и у нас, и на телеканале М1 в прямом эфире. Технически это невероятно сложно даже по меркам сегодняшнего дня, и нам неизвестно, имели ли место прецеденты подобного рода еще где-то в мире.

Разумеется, Дождь, как всегда, не мог обойтись без новогодней акции - на этот раз мы устроили благотворительный базар-аукцион под названием "Здравствуй, Дедушка Мороз!" На протяжении месяца мы собирали деньги и подарки для сирот и малоимущих, а 31 декабря все ведущие и сотрудники станции приехали на Тверскую улицу, к памятнику Юрию Долгорукому, чтобы продать собранные вещи "с молотка" пришедшим гостям, а полученные деньги отправить в наш подшефный детский дом.



К Новому году был создан настоящий раритет - диск с праздничными песнями в исполнении ведущих Дождя "HAPPY NEW YEAR" - то есть, конечно, он задумывался как диск с праздничными песнями, но не всякий ведущий умеет радостно петь. Например, Владимир Соловьёв исполнял "Кабы не было зимы":

Сейчас все эти композиции можно прослушать на нашем сайте и - иногда - в нашем эфире, а вот достать сам диск, увы, уже невозможно.


2002 год. Загс под "Серебряным Дождем". Шестая "Серебряная Калоша". Джеймс Браун. Розыгрыш 1000 долларов.

И вот наступил 2002-й - год, когда Александр Гордон впервые покинул Дождь. Не переживайте, он к нам еще вернется, причем не единожды, но перед тем, как закрыть "Хмурое утро", Гордон, Соловьев и Плотников придумали провести в прямом эфире: бракосочетание. Где только не устраивали свои свадьбы изобретательные молодожены в желании соригинальничать! Браком сочетались и в воздухе, и под водой, и на Эвересте, и в условиях вечной мерзлоты - видимо, для того, чтобы сразу подготовиться ко всем суровым реалиям супружеской жизни. Но вот свадьбу в прямом эфире до 2002 года не играл никто. За почетную возможность жениться под Серебряным Дождем бились три пары, победила же, понятное дело, только одна. Гордон и Плотников лично прочли им текст "клятвы", молодожены обменялись кольцами и отправились в организованное СД "свадебное путешествие" по Москве в роскошном лимузине. Насколько нам известно, супруги Папиш счастливы до сих пор и вспоминают день своей радиосвадьбы с необычайным теплом.

В этот же год СД придумал забавный розыгрыш на 1 апреля, пообещав первым ста гражданам, пришедшим в означенную дату в сад Эрмитаж, собственный дачный дом со всеми удобствами из лучших пород древесины. Дома и правда были розданы, но предназначались они не для людей, а для птиц: спонсор проекта, финская компания "Хонка", специально для акции изготовила 100 и 1 скворечник со всеми птичьими удобствами.


Но самым главным событием года была, конечно, шестая "Серебряная Калоша". Уверены, что среди тех, кто побывал вечером 20 июня 2002 года в бассейне "Чайка", не найдется ни одного человека, который бы забыл, как над его головой пролетел горящий бомбардировщик, с шумом затем рухнувший в воду. И бомбардировщик, и гигантский флакон эфира, врученный "ОСП-студии", и симфонический оркестр, смытый брандспойтом со сцены, были частями невероятной - по тем временам - постановки, над созданием которой работало около 500 человек. Ту "Серебряную Калошу" вспоминают все и до сих пор - например, Ксения Собчак, которая тогда еще не была нашей ведущей, утверждает, что ей пришлось доставать билет на церемонию практически нелегальным способом. Ведь девиз "Калоши" - "Если у вас нет билета, значит, вас не пригласили" - действовал тогда не менее жестко, чем сейчас.

Ну, и, конечно же, нескончаемым потоком шли в эфир СД мировые знаменитости: Джеймс Браун и Нина Хаген - только два имени из 2002 года.

Вскоре после "Калоши" грянул день рождения СД в Нахабино, который впервые стал международным. Ведь мы решили привезти на нашу закрытую вечеринку настоящую западную звезду - в тот год это был исполнитель хита "Mambo № 5" Лу Бега. С тех пор каждый наш день рождения в Le Meridien Moscow Country Club - это не только театрализованное действо с роскошным угощением для друзей и партнеров, но и концерт специального иностранного гостя. Билеты в Нахабино не продаются, потому что их попросту не существует, но у слушателей Дождя есть шанс выиграть приглашение - в специальном конкурсе. Если вы будете слушать нас внимательно, то сможете попасть на самый невероятный праздник сезона!
2003 год. Леонид Володарский.
Рыбалка. Седьмая "Серебряная Калоша".

Итак, Александр Гордон ушел, и место "Хмурого утра" осталось пустым. Владимир Соловьев был и остается безусловной звездой утреннего эфира, но даже он не смог бы потянуть целую рабочую неделю подъемов в 6 утра - хотя мы ему и предлагали. Несколько месяцев решение не находилось - ведь "Дождь" искал не просто ведущего, а уникального в своем роде человека. И нашел его в лице Леонида Володарского, того самого знаменитого переводчика "с прищепкой на носу", голос которого был знаком каждому посетителю салонов видеопроката 90-х. В честь любимого фильма Володарского "Однажды в Америке" программа стала называться "Однажды на Дожде" и на протяжении следующих шести лет практически без перерыва рассказывала о новых книгах, интересных фильмах, трудностях перевода и достойных телевизионных программах.


Рыбалка под Серебряным Дождем между тем росла и развивалась - появилась "анкета участника", которую вы и сегодня можете заполнить, чтобы поехать в августе на пару недель отдохнуть на Дон или на какую-нибудь еще изобилующую рыбой реку. Более того, у "Рыбалки" появилась своя инициативная группа - она же оргкомитет, к которому вы можете обратиться по всем вопросам - www.rybalkaclub.ru.

А под Новый год мы впервые разыгрывали в эфире тысячу американских долларов. Пока - всего лишь одну, но потом... Читайте дальше, и все узнаете сами.

Седьмая церемония "Серебряной Калоши" прошла в театре имени Моссовета и стала одной из самых экстравагантных. Еще бы: в виде финального аккорда на головы зрителей мы высыпали несколько тысяч долларов. Доллары были самыми настоящими, и многие гости потом легкомысленно расплачивались ими. Более дальновидные товарищи сохранили эксклюзивные деньги с печатью СД на память - насколько нам известно, сегодня такие купюры очень ценятся у коллекционеров, и с каждым годом их цена только растет.


2004 год. "Лежебоки". "Разбей свой старый унитаз". Восьмая "Серебряная Калоша". "Сан-Рейно". Беслан.

2004 год начался с новой программы - шоу Константина Цивилева и Алексея Эйбоженко "Лежебоки". Это было веселое субботнее действо, возглавляемое двумя ленивыми лежебоками-ведущими, страшно интересующимися всем, что касается культуры и искусства. Одним из первых специальных корреспондентов программы, кстати, был Михаил Друян - уже в ту пору классический "человек-пропеллер", успевавший и побывать "здесь", и отметиться "там", и со всеми познакомиться, и с каждым подружиться. "Лежебоки" стали так лихо осваивать культурное пространство, что мы не пожалели ни сил, ни денег, чтобы отправить их даже в Канны, на знаменитый кинофестиваль, откуда они вели прямые репортажи.



А еще, в этом году СД призывал слушателей бить собственные унитазы молотками и прочими подручными средствами. Но не забавы ради, а для того, чтобы немедленно, в этот же день, привезти смельчаку новое, роскошное фарфоровое достижение инженерной мысли от компании "Идеал-стандарт". Первоначально акция должна была проходить всего один день - 1 апреля, но так понравилась всем без исключения, что продолжилась до конца месяца.

В апреле же состоялась одна из самых ярких акций СД - "Белые ленточки". Ее придумал наш слушатель и предложил Владимиру Соловьеву во время утреннего шоу. Идею привязать белую ленточку на машину, если вы против незаконно установленных мигалок и хамства на дорогах, поддержали все и сразу, и 29 апреля 2004 года львиная доля автомобилистов Москвы выехала на улицы с этими самодельными белыми "знаками отличия". Увы, позднее наша идея была украдена РИА "Новости" и переделана в акцию "георгиевские ленточки".

К сожалению, это не единственный пример присваивания наших разработок. Например, столь любимая многими рубрика "Кстати". Если бы вы знали, сколько времени мы тестировали голоса, выверяли длину фраз, собирали факты и записывали эту маленькую рубрику, идущую в конце каждого рекламного блока, вы бы не удивлялись, почему мы каждый раз так расстраиваемся, когда узнаем, что эту идею у нас "позаимствовали" коллеги, ну, например, с телеканала "Моя планета".



Очередная "Калоша" состоялась в цирке на Цветном бульваре. И вот тут-то все и ахнули, потому что полеты горящего бомбардировщика - это еще куда ни шло. И даже разбрасывание денег можно пережить - особенно, если их разбрасывают на тебя. Но оставаться в кресле и спокойно смотреть, как огромный слон наступает на настоящий новый Порше - это выше человеческих сил. Слон действительно наступил на машину и смял капот. Впрочем, даже если бы автомобиль пережил слоновье нашествие, то не смог бы выжить после финальных танцев всех участников церемонии, которые тоже проходили на капоте многострадальной машины. В "калошу" же в тот год, среди прочих, "сели": ВиаГра в номинации "Грудью дорогу проложим себе" за творческий метод самопродвижения, Дана Борисова за то, что она - такая, какая она есть, в номинации "Пипл хавает", и даже Роман Абрамович в номинации "Челси с яйцами" - понятно за что.


В этом же году началось еще одно расточительное, но очень важное мероприятие - ремонт в будущем новом офисе Дождя. Чуть больше, чем через год, все переедут в него, чтобы с удобством разместиться на двух этажах нового просторного помещения, а пока наша часть здания на Петровско-Разумовской аллее, 12а, представляла собой заброшенный столярный цех советских времен, и казалось, что на его восстановление и переоборудование уйдут годы. Но ни дополнительные расходы, ни трудности нас не пугали, ведь Серебряный Дождь уже понял, что возможно - все.


В том, что возможно - все, нас еще раз убедило то, что произошло, когда после чудовищной трагедии в Беслане мы объявили в эфире о сборе денег для пострадавших. Мы и представить не могли, что наш призыв найдет ТАКОЙ отклик: очередь из слушателей, желавших пожертвовать средства, не иссякала трое суток и превратила нашу улицу Демьяна Бедного в сплошную непрекращающуюся пробку. На радиостанцию приезжали и приходили мужчины и женщины, молодежь и старики, люди известные и самые обычные, богатые и бедные. Приносили кто сколько может - от мальчика, вручившего нам свою копилку - трехлитровую банку, набитую мелочью, до бизнесмена, пожертвовавшего несколько десятков тысяч долларов. В результате было собрано беспрецедентно огромное количество денег -
$ 1.205.461
(34 138 655,52 рублей)
.

Мы долго ломали голову над тем, как распределить эти средства среди пострадавших, причем сделать так, чтобы ни одна копейка по дороге не прилипла к рукам чиновников. И, хотя это далось очень непросто, мы все-таки добились своего: все пожертвования были потрачены на сугубо адресную помощь детям, получившим ранения в захваченной школе.

2005 год. "Рихтер-ФМ". "Фридом Дэнс". Восьмая "Серебряная Калоша". 10 лет в эфире.
"Поцелуй ценой в Порше". Алекс Дубас. "Дворовая чехарда". 1000 долларов каждый час. Переезд.

2005-й стал годом грандиозной мистификации, сравнимой, пожалуй, со слухами о том, что Ленин - гриб, а рубль - устойчивая валюта: СД обещал 1 апреля привезти в Россию уникальный, грандиозный, неповторимый, шикарный то ли цирк, то ли балет из Европы "Фридом Дэнс". И привез его! Надо с сожалением констатировать, что мы готовились к шутке так сложно и долго, так тщательно репетировали с балетом, так красиво обставили его появление и собрали на Арт-Стрелке такое количество людей (около 4.000 человек), что в результате зрители с удовольствием оценили шоу, но так и не догадались, что их разыграли. Вместо обещанных живых танцоров на площадку Арт-Стрелки на набережной у "Красного Октября" выехало 10 мини-погрузчиков "Bob-cat", но ведь они действительно: танцевали! И как! В Голландии на самом деле существует человек, который придумал, как заставить мини-погрузчик "Bob-cat" делать сложные танцевальные па, так что балет, по сути дела, состоялся, и смысл розыгрыша раскусили только самые внимательные - впрочем, удовольствие в тот вечер 1 апреля получили все: и гости, и сотрудники Дождя, и даже мини-погрузчики и их водители. А это - самое главное.


10 мини-погрузчиков "танцуют" балет для слушателей Серебряного Дождя



Для тех, кто настроен меланхолично, не приемлет бездумного веселья, но склонен к задумчивому вечернему самокопанию и интроспекции, в 2005 году был открыт проект "Рихтер-FM". Пять часов странной, "осенней", медитативной музыки, которая звучит каждую ночь с воскресенья по четверг и отбирается лично солистом группы Dream Mechanics Ильей Рихтером. Кстати, именно Рихтер был автором загадочной программы "Архитектура забвения", выходившей за год до этого по понедельникам.
Восьмая церемония вручения призов за самые сомнительные достижения в шоу-бизнесе на нашем сайте именуется девятой. Дело в том, что с самого начала церемонии считали не по порядку, а по тем годам, за которые раздавали статуэтки. В какой-то момент возникла путаница, и сегодня мы говорим о церемониях просто по порядку: "Первая, вторая... десятая", но неточности в архивных данных все равно остаются и нет-нет, да и проскальзывают. Юбилейная "Калоша" в театре Российской Армии была одной из самых острых, едких и, увы, правдивых. А вот некоторые из победителей: 15 сериалов, снятых за отчетный год компанией "А-медиа", в номинации "Все сериалы дря..."; Дума РФ за серию непонятных и нелогичных выступлений и постановлений в номинации "Неуставные отношения, или Караул года"; Сергей Шнуров за песню из кинофильма "Личный номер" в номинации "Отдание чести". Специальный приз - "Золотая бандана России" - безальтернативно достался автору, певцу и поэту, "сделанному в СССР", - Олегу Газманову.

2005-й - это юбилейный год для Серебряного Дождя. Специально для нас Юрий Грымов разработал макеты огромных плакатов - так что Дождь активно рекламировал себя в городе. И, конечно, какой же день рождения, а тем более юбилей, может обойтись без большого и нескромного подарка? По старой традиции подарок дарили мы, а не нам. А СД, как вы заметили, никогда не мелочится - так что главным сюрпризом для слушателей на наше десятилетие стал автомобиль. Модный новенький серебристый Порше - теперь уже безо всяких обманов и розыгрышей. Он мог достаться кому угодно: чтобы его получить, не требовалось ни энциклопедических знаний, ни сложных умений. Шестерым отобранным претендентам требовалось "всего лишь" показать, как они любят эту машину. Показать натурально, путем долгого поцелуя капота Порше. Поцелуй длился почти семь суток и, увы, немного не дотянул до Книги Рекордов Гиннеса, но вполне сгодился для того, чтобы самый страстный и терпеливый "целовальщик" уехал домой на этом крутом автомобиле.




Еще одним подарком стал новый ведущий, Алекс Дубас. Самый быстрый и в то же время романтичный латыш в мире, выдумщик, писатель и просто широкой души человек, Алекс пришел к нам делать вечернее шоу и запомнился тем, что на первый свой эфир опоздал, а на второй - и вовсе не приехал.

В канун Нового года, 31 декабря, СД очередной раз сыграл со слушателями в азартную игру. С раннего утра и до самого боя курантов мы разыгрывали для вас по 1000 долларов каждый час. Чтобы получить их, нужно было отвечать на заковыристые и непростые вопросы про празднование Нового года во всем остальном цивилизованном мире, но, тем не менее, каждый час находился знаток, или просто удачливый человек, который отвечал правильно. И в тот же день наши ведущие привозили ему выигранную тысячу прямо домой - вместе с прочими приятными подарками и микрофоном для выхода в прямой эфир. С тех пор, кстати, появилась еще одна традиция - раздавать под Новый год что-нибудь очень-очень хорошее в очень-очень большом количестве. Так, чтобы хватило если не всем, то уж точно многим.


Ну, и если вы вдруг внимательно читали весь этот текст, то наверняка спросите: неужели Серебряный Дождь праздновал свое десятилетие в старом, маленьком и неудобном офисе? Конечно же, нет! - ответим мы. Мы переехали по теперь уже всем знакомому адресу: Петровско-Разумовская аллея, дом 12а. И, заметьте, при переезде и перевозе студии не прекращали вещание ни на одну секунду, за что все мы благодарны, в первую очередь, нашему бессменному и совершенно незаменимому техническому директору Александру Дубровину.

На короткий период нас покинул Михаил Плотников, который, видимо, так и не смирился с тем, что двери нового офиса не выходят на удобную для шашлыков лужайку. Но мы организовали рядом со станцией специальный двор и даже оборудовали мангал - так что кулинар Плотников очень скоро решил возобновить свой "Ужин с провинциалом".

Все вы знаете, что у СД есть свой живой талисман - пес Сильвер. Это веселая черная такса, которая то появляется в эфире, то приезжает на кубок "Спущенный мяч" или "Дворовую чехарду" поприветствовать зрителей, то фотографируется для плаката. Сильвер давно привык к лучам славы, вниманию кино- и фотокамер, подаркам от поклонников и, можно сказать, что его карьера в качестве живой реликвии находится на пике. Кажется, что он был с нами всегда, хотя на самом деле Сильвер живет на Дожде только с 2006 года. В сентябре его нашли и принесли радиослушатели - малыша оставили на улице, и он попал под машину. К счастью, никаких серьезных травм у будущей звезды не обнаружили, как не обнаружили и хозяев для нее. Сколько мы ни давали объявления во всех программах, от прежних владельцев не было ни слуху ни духу, а новые не находились. Так Сильвер и остался на радиостанции и стал всеобщим любимцем. Его постоянный дом - каморка охранников на первом этаже, а любимое место - ярко-красный диван в холле. Теперь практически каждый сотрудник может неожиданно покинуть рабочее место - "пойти погулять с Сильвером". Да и вечерами с ним веселее - а вечера на Дожде довольно часто проходят в работе.



...Роман Абрамович за полюбовный и обоюдовыгодный развод с компанией "Сибнефть" в номинации "Развод года" телеведущий и экс-ведущий программы "Музобоз" Иван Демидов за то, что он превратился в главного редактора православного телеканала "Спас" и координатора движения "Молодая Гвардия" по идеологии и политработе.
Как, например, вечера при подготовке десятой "Серебряной Калоши", на которой мы высмеивали гламур и, кстати, довысмеивали его до такой степени, что он неожиданно все-таки вышел из моды. Церемонию вели Андрей Фомин и Нелли Уварова, а победителями оказались: Алексей Митрофанов с политически-порнографическим фильмом "Юля" в номинации "Пиар года, или Приступ пиареи"; писательница Оксана Робски в номинации "Вырубить топором, или Мы вышли в тираж"; Маша Малиновская в номинации "Ботокс года";...

Следующие рабочие вечера и ночи ждали нас при подготовке собственного дня рождения в августе, поскольку традиционную вечеринку Дождя в Le Meridien Moscow Country Club должна была посетить настоящая Дива - Лайза Минелли. До тех пор, пока госпожа Минелли не вышла на сцену, мы, откровенно говоря, даже не верили, что это вообще произойдет, ведь работать с такими мэтрами и мировыми звездами - дело не из легких. К счастью, Лайза Минелли, несмотря на огромный список требований и крутой нрав, оказалась настоящим профессионалом, и ее концерт был одним из самых успешных в истории вечеринок Серебряного Дождя.


Осенью 2006 года к нам пришел работать Михаил Козырев. Знаменитый создатель нескольких популярнейших FM-радиостанций, продюсер, ведущий, актер, знаток современной музыки и просто "человек-зажигалка", который приводит в движение все и всех в радиусе двух километров. Козырев вышел в эфир с программой "Мишанина" и соведущей Сашей Табаковой, и тут началось такое, что даже видавшие виды сотрудники Дождя вздрогнули: мистификации и розыгрыши, концерты в прямом эфире, невероятные гости и постоянная круговерть. С тех пор программа несколько раз переезжала с места на место в эфирной сетке, а также сменила двух соведущих: на смену уехавшей за границу Табаковой пришла Наташа Олесик, а сегодня с Козыревым ведет программу Фекла Толстая.




Вообще, 2006 год был полон переживаний и нервотрепки различной степени тяжести. Ну а как иначе, если, например, генеральный директор радиостанции вдруг решил запеть, да еще и в образе Абрамовича! Певческий дебют Дмитрия Савицкого случился 24 июня на стадионе "Октябрь" на очередном матче на кубок "Спущенный мяч" при скоплении пяти тысяч зрителей! Сборная СД играла против команды "Челси" (ну или почти "Челси", потому что это была команда фан-клуба команды "Челси"), и, естественно, мы не могли обойтись без приветственного слова от Романа Аркадьевича, пусть даже не настоящего, а очень достоверно сыгранного нашим генеральным директором.


Дмитрий Савицкий в перерыве между таймами выехал на футбольное поле в открытом красном кабриолете и вполне убедительно (это потому что под фонограмму) исполнил песню из "Серебряной Калоши". В тот день мы проиграли со счетом 3:4, но все равно остались более чем довольны матчем - ведь не каждый день удается проиграть таким "корифеям", да еще и с таким нестыдным результатом.


Так выглядела схема игры в студии Серебряного Дождя


Закончился год, как водится, игрой с роскошными призами: победители "Metro de Paris" отправились на Новый год в Париж, в шикарный отель на Елисейских полях, с персональным гидом и кредитными карточками, наполненными деньгами от нашего спонсора. Но для того, чтобы выиграть эту поездку в самую красивую новогоднюю столицу Европы, нужно было на протяжении месяца путешествовать в эфире по виртуальной карте парижского метро, где каждая остановка - это вопрос. Победители - Катя Ребрик и Стас Буевич - не просто отлично провели время, но и как люди ответственные привезли на Дождь подробный фотоотчет о своем путешествии.

2007 год. "Человек дождя". "80 дней вокруг света". "Неизвестная победа". Одиннадцатая "Серебряная Калоша". Глория Гейнор. "Дворовая чехарда". Ксения Собчак.

Сейчас вас ожидает пятиминутка нашего заслуженного самопиара: СД умеет не только отлично организовывать мероприятия, придумывать интересные проекты, дарить оригинальные подарки и смеяться над шоу-бизнесом. Как и всякий растущий организм, Дождь с годами мудреет - с высоты более чем десяти лет работы многое видится в ином свете, многое кажется заслуживающим отдельной похвалы, а многое - незаслуженно незамеченным. Именно умение отличать плохое от хорошего является залогом настоящего успеха - мы поняли это уже давно, но ругать и высмеивать гораздо проще, чем хвалить и награждать за что-то хорошее: на последнее нужно иметь право, которое приобретается только с опытом. И лишь совсем недавно мы поняли, что такой опыт у нас действительно есть. Поэтому в 2007 году Серебряный Дождь организовал еще одно мероприятие, теперь тоже ставшее традиционным, - премию за действительные и неоспоримые заслуги "Человек Дождя". По условиям премии наши ведущие выбирают по одному человеку, особенно отличившемуся за истекший год, и награждают его полукилограммовым слитком настоящего серебра высшей пробы. На церемонию, проходящую в ресторане "BON", приглашаются только самые близкие друзья. На первом "Человеке Дождя" были отмечены: Михаил Швыдкой, фонд защиты животных "Кот и пес", футболист Юрий Семин, режиссер Тигран Кеосаян, дизайнер Денис Симачев, режиссер Алексей Учитель, журналист Валерий Панюшкин, музыкант Андрей Макаревич, главный редактор журнала Esquire Филипп Бахтин и представитель фирмы "Мелодия" Карина Абрамян.
В 2007 году Серебряный Дождь совместно с обществом "Мемориал" и нашими друзьями из фирмы "Мелодия" выпустил очень важный диск - "Неизвестная победа". 35 историй из жизни военной Москвы, рассказанных теми, кто пережил войну, и записанных российскими школьниками. Эти удивительные, трагические, страшные и в то же время очень искренние истории весьма сильно отличаются от известной нам по фильмам и учебникам войны. Они не только прозвучали в эфире Дождя, но и стали основой для диска, который вы можете купить в магазинах фирмы 1С и "Мелодия". Тиражи "Неизвестной победы" ежегодно обновляются, но раскупаются так быстро, что мы не можем вам гарантировать наличие диска в магазинах в любое время. Хотя каждую весну мы специально допечатываем несколько тысяч копий.


В силу ограниченности во времени и пространстве, эта "летопись", как уже говорилось, упускает множество важных событий и замечательных людей. Вот, например, ведущая Дождя и дипломированная путешественница Люся Грин. Чего только за последние годы не придумала эта смелая девушка! Она появилась в нашем эфире в начале двухтысячных с программой о тусовочной и светской жизни, но страсть к приключениям и перемене мест заставила Люсю несколько раз менять амплуа. В результате из светского корреспондента она превратилась в популярного блоггера и искательницу приключений по всему миру. Сначала Люся провела несколько месяцев без денег в Израиле - задача хоть и не самая сложная, но все равно требующая настойчивости и трудолюбия: ведь ей нужно было не просто прожить без денег, а заработать их без знакомств, вида на жительство и посторонней помощи.

А вот в 2007 году Грин взяла на себя действительно неисполнимое обязательство - объехать вокруг света по маршруту героя Жюля Верна Филиаса Фога - то есть исключительно наземным транспортом и следуя только рекомендациям из знаменитой книги более чем 100-летней давности. На протяжении всего пути Люся вела репортажи и прямые включения со всех континентов и из всех стран, где ей пришлось побывать. Увы, во времена Жюля Верна наземный транспорт был куда благосклоннее к путешественнику, а в век высоких технологий многие из старинных маршрутов уже не существуют - поэтому Люся не уложилась в срок и приехала на 3 дня позже. Но разве это имеет значение?
И снова - "Калоша". Премия за самые сомнительные достижения в шоу-бизнесе ни на один год не прекращала своего похода против глупости, зазнайства, плагиата и несуразицы. Благо с каждым годом поводов для вручения "калош" становилось все больше и больше. На этот раз ведущими стали Иван Ургант и Александр Цекало, а сама церемония трансформировалась в прошедшее в Театре оперетты заседание общего собрания акционеров ООО "Серебряная Калоша". Вот некоторые из победителей того года: внедрение системы ЕГАИС, или Попытка упрощения торговли алкоголем путем ее усложнения, в результате которой из магазинов и ресторанов на несколько месяцев пропал качественный дорогой алкоголь, в номинации "Нельзя года, или В ненужное время в ненужном месте"; фильм Юсупа Бакшиева и Михаила Хлебородова "Параграф 78" в номинации "Начало кинца" и человек-телевизор Андрей Малахов в номинации "Герои нашего времени".

Стоило нам отойти от суматохи "Калоши", как мы немедленно окунулись в очередной собственный день рождения. Диско, 60-е, смех, яркие краски - никогда еще в Нахабино не было настолько весело, ведь к нам приехала сама неподражаемая Глория Гейнор! Королева диско не только выступила с эксклюзивным концертом, но и посетила Дождь, чтобы дать эксклюзивное интервью программному директору радиостанции - Владимиру Орлову. Вот это да - оказывается, мы еще ни разу не упомянули об Орлове! Что является невероятной несправедливостью, поскольку господин Орлов - бессменный музыкальный директор Серебряного Дождя. Именно он все эти 15 лет подбирает для вас самые оригинальные музыкальные композиции, ищет плагиаты для "Серебряной Калоши" и знает все на свете обо всех музыкантах, группах и певцах практически любого континента. А на заре Серебряного Дождя он даже вел собственную программу "Красный телефон", но умение Орлова говорить на любые темы, рассказывая интереснейшие истории, гораздо шире любого радиоэфира.
Умение говорить является отличительной чертой и еще одного нашего героя, а точнее героини. Ксения Собчак, неутомимая светская львица, трудоголик, невероятно талантливая девушка и одиозная личность, стала ведущей новой субботней программы "Будни Барабаки". Почему Барабаки? - да в честь одного известного анекдота, который мы вам не расскажем, потому, что, во-первых, он слишком длинный, а во-вторых, "работает" только в исполнении самой Барабаки - поэтому слушайте программу, которая, между прочим, видоизменяется с каждой неделей, и вы узнаете все сами.

Конечно же, осенью всех ждала традиционная "Дворовая чехарда" - на этот раз ее участником стал новый ведущий Дождя и автор программы "Слушаем футбол" Георгий Черданцев. Вместе с Евгением Бакаевым они вот уже четвертый год подряд выходят с традиционным спортивным обозрением по четвергам, в 7 вечера.

Заканчивая рассказ о 2007 годе, нельзя не упомянуть об игре под названием "100 из 100", которую СД организовал 31 декабря для всех любителей приключений. Видимо, в честь путешественницы Люси Грин, мы решили продолжить страноведческую тенденцию и разыграли для вас несколько десятков поездок в самые разные страны мира и сотню других призов. Игра проходила по правилам "морского боя", и каждый победитель очередного маленького сражения получал либо ценный подарок, либо путешествие. Так что весь следующий год слушатели СД ездили по миру, причем используя самые современные средства транспорта, - и не завидовали Люсе Грин ни на йоту.

































2008 год. Владимир Матецкий. Двенадцатая "Серебряная Калоша". Мишель Уэльбек и Фредерик Бегбедер. "Гордон Жуан". Михаил Казиник.
2008-й стал годом появления на СД одной из самых, не побоимся этого слова, грандиозных программ - "Слова и музыка Владимира Матецкого". Мэтр, композитор, эрудит, лучший друг едва ли не всех музыкантов всего мира (у него есть фотографии в подтверждение данного факта) и просто совершенно невероятный человек - Владимир Матецкий появился на Дожде в качестве гостя программы "Соловьиные трели". Владимир Соловьев уже давно придумал рубрику "Музыкальная энциклопедия", так что Матецкий, с его свежепривезенными из Америки и Европы дисками, которые, кажется, печатают только для него и только в одном экземпляре, стал ее постоянным участником.
Но масштабы личности Владимира никак не умещались в отведенные жестким регламентом 25 минут. Поэтому Матецкому решили выделить целый день - день, когда он может ставить новую и любимую музыку, приглашать гостей, рассказывать о знаменитых пластинках и делиться со слушателями деталями своей последней дружеской беседы с Полом Маккартни. Таким днем стала суббота, и с 2008 года каждую неделю, шесть часов подряд, все меломаны и просто любители задушевных бесед буквально прилипают к приемникам.


Соведущей программы "Слова и музыка Матецкого", кстати, является не менее легендарный человек - Дарья Гордеева. Легендарна она не только тем, что знает назубок всю музыкальную библиотеку Дождя, но и удивительной способностью быстро учиться всему прямо на ходу. В разное время замечательная и добрая Даша побывала и правой рукой редакторов, и левой - сотрудников отдела промоушн, и даже ухом или глазом службы новостей. Короче говоря, незаменимый человек - за что ей огромное спасибо от всех.

И, раз уж мы благодарим в этой главе работников пульта и микрофона, нельзя не упомянуть Филиппа Обручева. Кто подменит заболевшего ди-джея? - конечно Филипп. Кто проведет сложный эфир? - конечно Филипп. Кто составит плей-лист на месяц вперед, если музыкальный директор заболел, программный директор ушла в декрет и вообще завтра "Серебряная Калоша"? - ну, вы поняли. Филипп Обручев может все и еще немножко больше и работает на Серебряном Дожде уже более десяти лет. А поскольку Филипп работает и днем, и ночью, и в будни, и в выходные, и - внимание - каждую новогоднюю ночь вот уже больше 10 лет (!), причем по собственному желанию, то он, ко всему прочему, знает и помнит все и про всех. И еще немножко больше. Стратегически важный человек одним словом.
Но вернемся к истории СД. Очередная "Калоша" состоялась 26 июня в театре имени Моссовета и носила отчетливый состязательно-спортивный характер. Ведь 2008-й стал годом начала активной подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи, в честь чего ведущие церемонии - Андрей Фомин и Татьяна Лазарева - украсили себя шарфами "Боско" и прочими важными для победы атрибутами и отправились на "распил" олимпийского бюджета. В "распиле" им помогали наши номинанты, многие из которых даже поднялись на сцену за "Калошей", как, например, Яна Рудковская. К сожалению, по причинам запрета на критику всего, что так или иначе может быть связано с Олимпиадой, эту церемонию не показали ни по одному из ТВ-каналов. Так что единственный шанс ее посмотреть - это купить в офисе радиостанции DVD или посетить "Ночь Пожирателей Серебряных Калош", которую, по слухам, СД хочет организовать осенью этого года.


Ну и нельзя не отметить двух очень важных гостей нашей радиостанции - писателей Мишеля Уэльбека и Фредерика Бегбедера. Знаменитый Уэльбек приехал в гости к Михаилу Козыреву в рамках презентации своей новой книги и так полюбился псу Сильверу, что тот буквально ни на шаг не отходил от лауреата французской государственной премии по литературе, сидел у него на коленях, лизал щеки и вообще всячески выказывал ему свою симпатию.

А вот Бегбедер до нашей студии в тот раз так и не доехал, застряв в многочасовой московской пробке. Чтобы переждать затор, Фредерик смело вышел из машины и решительно направился в ближайший к метро "Белорусская" "Ростикс", где наелся куриных ног. А до СД он добрался только на следующий год, когда вновь посетил наш город.

А у нас пока что происходит уже четвертое пришествие Александра Гарриевича - то есть очередное возвращение Гордона в эфир Дождя с новой программой о топологии, морфологии, психологии и прочих умных вещах, касающихся женщин... С момента своего ухода в начале 2003 года Гордон то и дело возвращался к нам с разными авторскими проектами, и "Гордон Жуан" был, пожалуй, самым продолжительным из них. Увы, постоянные съемки прервали исследования женского организма на полпути, но, уверены, пытливый ум Александра Гордона доведет их до конца.




Еще один исследователь высоких материй, Михаил Казиник, знаменитый скрипач и талантливый рассказчик, также появился в этом году с программой "Тайные знаки культуры". Какие ноты зашифрованы в строках Пушкина? Какая симфония просматривается в описании похождений Красной Шапочки и почему она несла бабушке именно пирожки? - уверены, вы редко задумывались как об этом, так и о том, чем ля бемоль отличается от соль диеза. Послушайте Михаила Казиника в воскресенье в 11 утра или, в повторе, в четверг в 11 вечера, и вы все поймете. Кстати, эта программа выходит в прямом эфире из... Стокгольма где Михаил Семенович живет постоянно, а СД по такому случаю организовал прямой радиоканал.


2009 год. "Агапова рулит!". Ирина Хакамада. Серебряный Дождь в Лондоне. "История одной сороконожки". Благотворительная распродажа. Тринадцатая Церемония "Серебряной Калоши". Кубок "Спущенный мяч".

Вам никогда не казалось странным, что радиостанция, главная аудитория которой - автомобилисты, ничего не рассказывает о машинах? Конечно, на Дожде есть популярная и всеми любимая рубрика Владимира Соловьева "Авточас", но вот специальной, отдельной, самостоятельной программы про авто и все, что с ними связано, никогда не было.
"Это неправильно", - решили мы и придумали программу для водителей, но как всегда сделали это в собственном стиле. А именно: ведущей передачи об инжекторах, ходовых качествах и тест-драйвах стала девушка, Вика Агапова. Да, в нашем рассказе опять обнаружилась серьезная брешь: до этого Вика Агапова совместно с Наташей Куликовой несколько лет подряд вела программу Point of Style, приняв эстафетную палочку от Евгения Бакаева, который, в свою очередь...
Короче, чтобы не путать вас долгими объяснениями, что, кто и у кого принял, просто скажем, что постоянным слушателям Дождя Агапова известна уже давно. Ведь она - многократная победительница и финалистка различных ралли, в том числе заездов на ретро-автомобилях "Chopard Classic". Однажды слушатели Дождя даже стали свидетелями того, как Агапова застряла посреди лесополосы на старинном "Форде" во время страшного ливня, но все равно умудрилась добраться до финиша - правда, увы, на буксире.



Еще одной новинкой 2009 года стала программа Ирины Хакамады "Успех в большом городе", шедшая по вторникам. Каждую неделю Ирина давала психологические и практические советы, как вести себя со злым начальником, как научиться говорить "нет" и как правильно одеться на собеседование.

А вот как использовать свою страсть к шопингу во благо, нас всех научила неутомимая Барабака, она же Ксения Собчак. Для начала вместе с Андреем Бартеневым она организовала выставку собственной обуви - "История одной сороконожки". Более 450 пар дорогих, модных и очень красивых сапог, тапочек, сабо, полусапожек и шлепанцев, принадлежащих Ксении, были превращены в оригинальные арт-объекты и выставлены в галерее "Победа" в Центре современного искусства "Винзавод".

На этом Ксения не остановилась в борьбе с любовью к шопингу и подбила всех своих знаменитых подруг на участие в благотворительной распродаже на Серебряном Дожде. Звезды отдавали нам свои вещи, а мы продавали их прямо в офисе радиостанции по безрассудно низким ценам. Таким образом каждый мог купить себе немного Версаче, Валентино и Дольче с Габбаной, а все полученные от распродажи средства были переданы в наш подшефный Починковский психоневрологический детский дом-интернат. Акция настолько полюбилась всем, что ее решено было сделать: вы угадали, традиционной. И теперь каждую весну мы радуем вас красивыми и оригинальными вещами по низким ценам, а вы радуете нас тем, что помогаете больным детям и сиротам.
А вот нашим партнерам и конкурентам весной 2009 года было совсем не до радости. Еще бы: СД объявил о том, что открывает собственный полноценный офис в Лондоне. Реклама, сообщения в СМИ, специальные пресс-релизы и, главное, официально подтвержденные договоренности о презентации 1 апреля в столице Соединенного Королевства. На презентации согласилась выступить сама Эмми Уайнхаус, и все мероприятие, в подтверждение серьезности наших намерений, должно было транслироваться в прямом радиоэфире. Торжественные речи, приветственные слова, поздравления от артистов и модельеров, - все это действительно прозвучало на СД вечером 1 апреля, причем так натурально и естественно, что никто не мог поверить в то, что вся презентация, от первого до последнего звука, была придумана, смонтирована и срежиссирована нашим редактором и ди-джеем Анной Кусто. После мероприятия Анна с чувством выполненного долга отправилась в декретный отпуск, а все остальные сотрудники СД занялись подготовкой очередной "Калоши".

Ведущими Тринадцатой церемонии в театре Российской Армии стали Андрей Фомин и Ксения Собчак, а некоторыми из победителей - Рената Литвинова и Александр Баширов за более чем вольную интерпретацию Гоголя в спектакле "Записки сумасшедшего" в номинации "Очень нужны деньги, или Кидалово года"; мэр города Киева Леонид Черновецкий за яркую и самобытную демонстрацию своего психического здоровья при помощи танцев, пения и введения коммерческой платы за свои мэрские услуги в номинации "Полумэры, или Мэрская история"; фильм "Гитлер капут!" за то, что с его просмотра сбежали даже сценаристы "Самого лучшего фильма-2", в номинации "Массаракш года".


А еще 2009-й стал годом нашей футбольной победы - после нескольких лет перерыва Серебряный Дождь возобновил матч на кубок "Спущенный мяч". 4 июля, в день рождения радиостанции, мы сразились с коварным и сильным противником - сборной Большого театра. Тренированные танцоры, оркестранты и заслуженные работники сцены не на шутку потрепали "наших", но победа все равно оказалась за Дождем, свидетелями чего стали три с половиной тысячи зрителей стадиона "Динамо".








































Итак, мы попытались рассказать вам - очень кратко и наверняка сумбурно -
о том, чем жили последние 15 лет. Да, мы многое упустили, что-то наверняка забыли, а о чем-то даже не знаем, как рассказать. Ведь в истории "Серебряного Дождя" были не только веселые моменты. Так, в прошлом году мы потеряли одного из самых удивительных своих ведущих - Владимира Турчинского. С 2005 года Владимир вел на Дожде программу о джазе и блюзе "Последний из могикан" - знаменитый силач был не только рекордсменом Книги Рекордов Гиннеса, но и отличным знатоком хорошей музыки.
Как бы там ни было, нужно идти вперед. Мы благодарим всех вас за то, что уже 15 лет вы слушаете Серебряный Дождь, участвуете в конкурсах, приходите на праздники, поддерживаете наши начинания - большие и маленькие, серьезные и не очень. По "гамбургскому счету", все эти годы Серебряный Дождь делали именно вы: и когда приходили на вечеринки Алекса Дубаса в наш дворик, и когда целовались у нас в гостях в День всех влюбленных, и когда резвились в парке Горького на "Дворовой чехарде". Все наши программы - и те, что существуют сегодня, и те, что уже закрыты, и те, что мы еще придумаем, - именно для вас, и только ваша реакция определяет будущее радиостанции.
За эти годы на Серебряном Дожде поработало много разных талантливых и хороших людей.

Вот не все, но многие из них: Владислав Борецкий, Кирилл Кальян, Александр Гордон, Тина Канделаки, Стас Садальский, Влад Копп, Александр Лаэртский, Егор Шишковский, Светлана Рейтер, Петр Подгородецкий, Савик Шустер, Оскар Кучера, Паша Кириллов, Юра Пашинин, Дмитрий Никульшин, Кира Альтман, Николай Пивненко, Саша Савицкий, Юля Солнцева, Сергей Рост, Леонид Володарский, Михаил Плотников, Екатерина Шевцова, Давид Шнейдеров, "Квачи", Михаил Лобковский, Александр Мальцев, Михаил Галич, Максим Василенко, Алексей Шахматов, Олег Болдин, Евгений Айвазян, Саша Званский, Антон Комолов, Варвара Ларина, Елена Невская, Наташа Суворова, Сергей Савин, Артем Королев, Роман Григорьев, Евгений Горбовский, Павел Ващекин, Наталья Куликова... перечислить всех просто невозможно.

Надеемся, что через несколько лет, празднуя двадцатилетие Серебряного Дождя, мы упорядочим эту "летопись" и добавим к ней еще несколько интересных глав.

А пока - еще раз - спасибо за внимание и до встреч в эфире!